- Материалы и контейнеры для их хранения должны быть безопасными для детей.
- Материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей для проведения самостоятельных исследований. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем познавательного развития.
- Материалы размещаются по тематическим зонам: зона экспериментирования, зона познания (обучения), зона коллекций или мини-музей. Обязательно необходимо в зоне экспериментирования оборудовать место для проведения опытов.
- Необходимо разместить на видном месте правила работы с материалами, запрещающие и разрешающие знаки (условные обозначения), которые разрабатываются совместно с детьми.
- Материалы распределяются по тематическим наборам, которые располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
«Воздух»
- соломки для коктейля, трубочки
- воздушные шарики разных форм и размеров, целлофановые и бумажные мешочки
- дудочки, свистульки и трубочки для их изготовления
- ёмкости разных форм и размеров
- веера, опахала разных форм и размеров
- флюгера, султанчики, флажки, самолётики из бумаги
- пух, перо, вата, лёгкие платки, ленты
- губки, пористые материалы.
«Вода»
- набор мелких предметов из разных материалов для опытов «тонет –не тонет»
- кусочки натуральных и искусственных тканей для опытов «впитывает - не впитывает»
- сосуды для смешивания и фильтрования
-воронки разных форм и размеров, резиновые груши разных размеров, пипетки, шприцы без игл, ситечки
- предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки…
- фильтры из разных материалов
- ложки мерные различных размеров и форм
- различные трубки, пластилин в качестве герметика.
«Свет-тень»
- фонарики
- козырьки, зонты
- кусочки цветной прозрачной пластмассы
- диапроектор
- трубки и кусочки прозрачных, матовых, непрозрачных материалов
Карандаш на подставке для исследований тени.
«Магнит»
- магниты разных форм и размеров
- мелкие металлические предметы
-мелкие предметы из дерева, пластмассы…
«Зеркало»
- зеркала разных форм ми размеров в оправе
- двойное зеркало в виде книги
- отполированные металлические вещи с ровной зеркальной поверхностью
- отполированные металлические вещи с выпуклой и вогнутой зеркальной поверхностью (ложки, игрушечные тарелки…)
- увеличительные стёкла
- изображения объектов природы, имеющих симметричное строение (бабочка, стрекоза, лист).
Содержание центров экспериментирования
РАННИЙ ВОЗРАСТ, ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Цель: формирование представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия.
Задачи: формировать представления о свойствах явлений и объектах природы: воды (может быть как снег и лёд, прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес); песка, глины, камней и т.д.; о состояниях погоды: идёт дождь, идёт снег, светит солнце. Дует ветер
Основное оборудование (объекты для исследования в реальном действии)
ЗОНА «ВОДЫ И ПЕСКА»
Дидактический материал: рыбки, шарики, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек (небольшие фигурки людей и животных), лодочки, резиновые игрушки (уточки, лягушки), заводные игрушки.
Прочие материалы: сачки, воронки, удочки, ситечки, шумовки, деревянные ложки, половники, лопатки, грабельки, одноразовые ложки большие, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные палочки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой).
Бросовой материал: пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндер-сюрпризов.
Природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупные орехи.
Емкости: ведерки, лейки, стаканчики.
Дополнительное оборудование и материал
- Клеенчатые фартуки.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. Д.)
- Контейнеры для хранения мелких предметов, природного и бросового материалов.
Правила поведения во время игр в группе с песком и водой. (младший дошкольный возраст)
При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:
- у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
- уровень воды 5-7 см;
- верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.
Правила поведения для детей (младший возраст)
во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- бережно относиться к воде;
- не лить воду на детей и на пол.
во время игр в группе с песком:
- не выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Цель: формирование понимания разнообразия объектов окружающего мира и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи: формировать представления об отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды – становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.; основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»
Простейшие приборы и приспособления: лупы, «ящик ощущений» или чудесный мешочек с разными наполнителями,
Емкости: оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом: емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы.
Природный материал: песок разного цвета, семена (бобов, фасоли, гороха, тыквы, огурцов), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, шишки, глина.
Бросовой материал: кусочки дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной и пенопласт, фольга разного цвета.
Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.
Прочие материалы: игрушки для воды и песочницы: формочки разной конфигурации и размера, ёмкости от киндер-сюрпризов, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, губки разного цвета; вертушки ветряные (4-6 разные); тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой)
Дополнительное оборудование и материал
- Карточки-знаки «Способы сенсорного обследования»
- Клеенчатые фартуки.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, природного и бросового материалов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, альбомы и т.д.
При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:
- у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
- уровень воды 5-7 см;
- верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.
Правила поведения для детей во время игр в группе с песком и водой (младший дошкольный возраст)
во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- бережно относиться к воде;
- не лить воду на детей и на пол.
во время игр в группе с песком:
- не выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи: формировать представления о свойствах воды, почвы, воздуха; погодных явлениях каждого сезона: температура, осадки, долгота дня.
Основное оборудование /объекты для исследования в реальном действии/
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»
Приборы – помощники: лупы, весы, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница.
Емкости: мерные стаканчики пластмассовые, емкости одинакового и разного размера (4-5) и разной формы.
Природный материал: песок, глина, земля, семена (тыквы, арбуза, кабачков, подсолнечник, свеклы), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, плоды разных растений, шишки, перья птиц, сухоцветы, орехи.
Бросовой материал: кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхностью: глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая, наждачная), пенопласт, фольга разного цвета.
Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.
Медицинский материал: пипетки, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл), резиновые груши.
Прочие материалы: воздушные шары; сито; тряпочные салфетки; трубочки; вертушки разного размера (4-5); воронки; сачки, черпачки, предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций для экспериментов с песком.
Дополнительное оборудование и материал
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Мудрая тётушка Сова, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
- Клеенчатые фартуки (дети надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, кубы – цепи питания, схемы-модели способов ухода за объектами природы, альбомы, плакаты, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ
Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.
Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и
наблюдений /средний, старший дошкольный возраст/
Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
Грязными руками не трогать глаза.
Не брать руки в рот.
Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
Со стеклом будь осторожен-
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бачок-
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)
При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
Опыт подошел к концу,
Я порядок наведу -
Все на место отнесу.
По окончании эксперимента вымыть руки с мылом.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Салфетка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
СТАРШАЯ ГРУППА
Цель: систематизация знаний о природе, о группах растений и животных, о сезонных изменениях природы, об организме человека.
Задачи: формировать представления о:
- характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;
- свойствах объектов и явлений неживой природы: свете, тепле и их роли в жизни человека, животных, растений; воде; почве- песок, глина, камни; воздухе;
- о Земле, Солнце, Луне, звёздном небе.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух», «Магнит», «Зеркало», «Свет»…
Приборы-помощники
Лупы, микроскоп, различные песочные часы на разные отрезки времени (2шт.), весы, термометр спиртовой, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), магниты, бинокль, компас, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница, весы рычажные, равноплечие (балансир) с набором разновесок, сантиметровая лента, линейка, условные мерки, пипетки, мерные ложки, колбы, шприцы (без игл), резиновые груши, воронки.
Емкости
Набор мерных стаканов (2-3шт), набор прозрачных сосудов разных форм и объемов (2-3шт.), пробирки пластиковые.
Природный материал
Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, (в том числе экзотических: кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов), камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из разных пород, песок, коллекция минералов, гербарий.
Бросовой материал
Проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, коллекция бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная разного цвета и др.), пенопласт, фольга разного цвета, поролон, шпагат, рогожка.
Детали конструктора, болты, шурупы. Красители Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
Прочие материалы
Цветные очки, линзы, резина, воронки, набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, сито, тряпочные и бумажные салфетки, трубочки, ватные палочки, разные виды бумаг, деревянные палочки, набор для опытов с магнитом (2-3), действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
Дополнительное оборудование и материал
Академические головные убор и мантия.
Разрешающие и запрещающие знаки, правила работы с материалом.
Карандаши, бумага для записей, индивидуальные дневники для фиксации результатов опытов и экспериментов: ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
Персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация (Каркуша, Умный Филин т. д.)
Клеенчатые фартуки (надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, схемы-модели способов ухода за объектами природы, о способах размножения и пересадки растений, альбомы, плакаты, карты, атласы, глобус, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ
Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.
Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений (средний, старший возраст) – смотреть в средней группе.