Социальная поддержка
Государственная поддержка семей с детьми-инвалидами
Как стать патронатным воспитателем
Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Как патронатный воспитатель Вы можете:
- навещать ребенка в учреждении;
- принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
- дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
- поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
- принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.
Как стать патронатным воспитателем
1-й шаг - Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в отдел по образованию по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.
2-й шаг – отдел по образованию запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, КДН), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.
3-й шаг - На основании акта и полученных о Вас сведений отдел по образованию готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.
4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в детский дом) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.
5-й шаг - Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.
Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.
6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком, и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.
7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного на срок до 1 года.
Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.
По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.
Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
- один экземпляр договора патронатного воспитания;
- копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
- сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.
Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях: заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком; совершения ребенком административных правонарушений или преступлений; нарушения прав и законных интересов ребенка; самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.
8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.
9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.
Толерантность – путь к доброте и миру
10.01.2024Цветок толерантности
13.12.2023У детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все, с чем встречаются впервые. В этот момент на взрослых возлагается ответственность за то, какая модель поведения закрепится у ребенка при реакции на те или иные ситуации, это касается и отношения детей к людям с инвалидностью.
Не только чьи-то особенности со здоровьем, но и другой цвет кожи, слишком высокий рост, отличающийся вес могут толкать детей к неприемлемому поведению – смеху, агрессии, страху. А вот закрепится это поведение или нет, зависит от реакции взрослых – семьи и педагогов в детском саду. Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, это связано с тем, что зачастую ровесники не умеют общаться, играть вместе с ними. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте формировать у детей способность откликаться на огорчения, затруднения, помогать, проявлять сочувствие.
Потребность в этой работе продиктована возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников, для которых характерны активность, любознательность, инициативность. В то же время в этом возрасте наблюдается слабая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность.
К тому же, в дошкольном возрасте начинаются негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам. Таким образом, формирование межличностного толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и чрезвычайно ограниченного опыта детей.
Работа по формированию толерантного отношения сверстников к особенным детям должна быть целенаправленной и поэтапной.
Сначала нужно рассказать детям о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, необходимых им для жизни. Для этого можно: рассматривать и обсуждать картинки, смотреть фильмы, в которых показано поведение людей в окружающем мире, читать воспитанникам художественную литературу, проводить беседы.
Следующий этап – формирование отношения к особенным детям. Именно в этот момент происходит закрепление знаний и представлений, ранее полученных ребёнком. На данном этапе важно выработать у дошкольников позитивные оценки к людям вне зависимости от цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития. Иными словами – ко всему, что окружает ребёнка в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание. На данном этапе целесообразно использовать: личный пример значимых для ребенка взрослых, совместное обсуждение различных жизненных ситуаций, чтение художественной литературы соответствующей тематики.
Следующий шаг – этап формирования устойчивого толерантного отношения к особенным детям. Необходимо научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Важно показать детям пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь. Также необходимо научить ребенка организовывать взаимодействие с партнером независимо от каких-либо его особенностей, в том числе, особенностей здоровья. Именно так он учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению.
Безусловно, этот этап самый непростой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. На данном этапе можно использовать: игровую и практическую деятельность, поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности, создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Крайне важна необходимость создания в учреждении дошкольного образования предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой были бы направлены на формирование толерантного отношения к детям с особенностями в развитии.
Среди проблем, с которыми также сталкивается детский сад, следует выделить нежелание и страх родителей здоровых детей.
Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья. Поэтому одним из ключевых условий формирования у дошкольников толерантного отношения к особенным детям выступает эффективное взаимодействие педагогов и родителей.
Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно от родителей ребёнок получает навык взаимодействия с людьми, первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким.
Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освоении ребёнком опыта толерантного поведения. Но зачастую именно родители сеют зерна враждебности, неприязни, даже не замечая этого, стараясь ограничить общение своих детей с детьми особенными, протестуют из-за их пребывания в группе, транслируют подобные установки собственным детям.
Такое поведение появляется из-за переживаний родителей относительно того, что ребенок с особенностями развития будет отвлекать воспитателя и детей, это снизит уровень знаний, ухудшит дисциплину.
Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Помнить, что личный пример воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители.
Здоровые дети, имеющие возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинают понимать, что мир – это единое сообщество людей, которое включает в себя и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является огромным источником нравственного воспитания - они учатся помогать детям, непохожим на них, сопереживать, поддерживать, защищать. Помогая особенным сверстникам активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, здоровые дети, незаметно для себя, получают бесценные жизненные уроки.
Толерантность – норма времени. Сегодняшние дети будут жить в мире, когда бояться особых людей и отстраняться от них будет просто стыдно. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей.
Предоставление государственной адресной социальной помощи
Предоставление государственной адресной социальной помощи осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (ГАСП), принятого 19 января 2012 г. ГАСП предоставляется в виде:
- ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий;
- социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников;
- обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Семьи (граждане), обратившиеся за одним из видов государственной адресной социальной помощи, могут реализовать свое право на одновременное предоставление различных видов такой помощи согласно условиям их предоставления, установленным Указом № 41.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее - среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала (далее - БПМ).
Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина) составляет положительную разность между БПМ и среднедушевым доходом семьи (гражданина); пересчитывается при увеличении БПМ в период предоставления ежемесячного социального пособия.
Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) предоставляется с месяца подачи заявления о предоставлении ГАСП на период от 1 до 6 месяцев в течение 12 месяцев, начиная с месяца обращения, с учетом принимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения, при повторных обращениях - с учетом выполнения трудоспособным членом семьи (гражданином) мероприятий, указанных в плане по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи (граждан), если такой план разработан комиссией.
По решению комиссии ежемесячное социальное пособие может быть предоставлено на период более 6 месяцев (но не более 12 месяцев):
- одиноким инвалидам I и II группы;
- одиноким гражданам, достигшим возраста 70 лет;
- неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей (ребенка), в которых оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется при условии реализации семьей (гражданином) права на получение в соответствии с законодательством алиментов на несовершеннолетних детей, пенсий (кроме случаев неполучения государственной пенсии при продолжении работы после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях в целях увеличения размера такой пенсии), пособий.
Ежемесячное социальное пособие не предоставляется семье (гражданину), если:
- семья (гражданин) в целом имеет в Республике Беларусь в собственности более одного жилого помещения (квартиры, жилого дома), за исключением многодетных семей, а также семей, в собственности которых находятся одно жилое помещение (квартира, жилой дом) и доля общей площади жилого помещения;
- член семьи (гражданин) сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;
- член семьи (гражданин) получает образование на платной основе, за исключением случаев получения такого образования с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ним раздельное хозяйство;
- член семьи (гражданин) является собственником транспортного средства (кроме мопедов, велосипедов), приобретенного в течение последних 12 месяцев перед датой обращения, за исключением семей, в составе которых имеются дети-инвалиды, инвалиды I, II группы, многодетных семей.
Ежемесячное социальное пособие выплачивается в каждом месяце в течение периода его предоставления. Выплата ежемесячного социального пособия, приходящегося на месяц обращения, может быть произведена в месяце, следующем за месяцем обращения.
Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины БПМ.
Под трудной жизненной ситуацией понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста; неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств; причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц; другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.
Единовременное социальное пособие выплачивается не позднее 10 рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения.
Документы необходимые для получения государственной адресной социальной помощи в виде: ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий: Ø заявление Ø паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи. Справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы Ø свидетельство о рождении ребенка Ø свидетельство об установлении Ø свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке Ø копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака. Ø выписка из решения суда об усыновлении (удочерении) Ø копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки Ø удостоверение инвалида – для инвалидов Ø удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов Ø трудовая книжка или иные документы, подтверждающие занятость, – для трудоспособных граждан Ø сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей (граждан). Ø договор о подготовке специалиста. Ø договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением. Ø договор найма жилого помещения.
|
Максимальный срок осуществления административной процедуры:
5 рабочих дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 5 рабочих дней после получения последнего документа.
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.
Размер социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера БПМ, действующего на дату принятия решения о предоставлении ГАСП в виде данного социального пособия исходя из документально подтвержденных фактических расходов.
Социальное пособие предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.
Ø заявление Ø паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей-инвалидов) в возрасте до 14 лет - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей) Ø удостоверение инвалида – для инвалидов 1 группы Ø удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет Ø свидетельство о рождении ребенка – при приобретении подгузников для ребенка-инвалида Ø документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь Ø индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках
|
Документы необходимые для принятие решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников
Максимальный срок осуществления административной процедуры: 5 рабочих дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 5 рабочих дней после получения последнего документа.
ГАСП в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (далее - продукты питания)предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже БПМ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.
Семьям при рождении и воспитании двойни или более детей продукты питания предоставляются независимо от величины среднедушевого дохода.
Выдача продуктов питания производится организациями торговли в соответствии со списками и персональной ведомостью выдачи продуктов питания детям первых двух лет жизни.
Продукты питания выдаются отечественного производства, предназначенные для детей раннего возраста и имеющие соответствующую маркировку на упаковке с указанием возраста, с которого данные продукты могут употребляться в пищу.
Периодичность получения продуктов питания в течение каждого месяца шестимесячного периода определяется их получателем.
В случае неполучения продуктов питания в течение месяца получатели утрачивают право на их получение за этот месяц.
Продукты питания в организации торговли отпускаются на ребенка в пределах нормы отпуска в упаковках имеющегося в ассортименте объема расфасовки. Если норма отпуска продуктов на ребенка составляет менее объема упаковки, отпуск упаковки данного вида продукта не производится.
Замена продуктов питания, предусмотренных в примерных наборах, другими продуктами не допускается.
Документы необходимые для принятия решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни: Ø заявление Ø паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи. Ø выписка из медицинских документов ребенка с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка Ø свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Ø свидетельство о заключении брака (для иностранных граждан). Ø копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака– для неполных семей Ø выписка из решения суда об усыновлении Ø копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки. Ø копия решения суда о признании отцовства, или свидетельство об установлении Ø выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство Ø договор найма жилого помещения. Ø договор ренты. Ø сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения.
|
Максимальный срок осуществления административной процедуры: 5 рабочих дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 5 рабочих дней после получения последнего документа.
Прием заявлений и предварительное консультирование осуществляется через службу «одно окно» администрации Первомайского района г. Витебска
(г.Витебск, ул. 1-ая Пролетарская, 14, каб.107), тел. 80212 643371, 8 033 3176882.
Режим работы: понедельник, среда, четверг, пятница с 8 до 13, с 14 до 17 часов, вторник с 11 до 13, с 14 до 20 часов.
«КРИЗИСНАЯ» КОМНАТА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА
Предоставление государственной адресной социальной помощи осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь №41 «О государственной адресной социальной помощи» (ГАСП),
принятого 19 января 2012 г.
ГАСП предоставляется в виде:
- ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий;
- социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников;
- обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.