Консультации учителя-дефектолога

«Приемы стимуляции речевой активности детей от 2 до 3 лет»

Консультация для законных представителей первой младшей группы

«Приемы стимуляции речевой активности детей от 2 до 3 лет»

Ранний возраст является самым ценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1)сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2)речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3)значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4)постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5)существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6)глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции,

 стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

совершенствование способности к подражанию  действиям  (эхопраксии)  взрослого,   сверстников  и речевому подражанию — эхолалии;

 

развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;

формирование первоначальных навыков грамматического  (морфологического  и синтаксического)  структурирования речевого высказывания;

формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);

профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

  1. Диалог-образец.
  2. Разговор с самим собой.
  3. Параллельный разговор.
  4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
  5. Распространение.
  6. Использование малых форм фольклора.
  7. Звукоподражание.
  8. упражнения на развитие речевого дыхания.
  9. Выбор.
  10. Поручения.
  11. Опосредованное общение.
  12. Продуктивные виды деятельности.
  13. Замещение.
  14. Музыкальные игры.
  15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
  16. Пескотерапия.
  17. Игровой прием.

Поговорим о них более подробно.

  1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

  1. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?»«Вот платье»«Платье на стуле»«Платье красивое»«Таня наденет платье» и т. п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например«Где кукла?»«Я вижу куклу»«Кукла в коляске» и т. п.

  1. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

  1. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

  1. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. НапримерРебенок«Суп»Взрослый«Суп очень вкусный»«Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

 

  1. Эффективный приемв работе с детьми раннего возраста– это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский К. Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
  2. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
  3. Родители в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку»«Бабочка, лети»«Забей гол»«Задуй свечу»и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
  4. Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например«Тебе яблоко целиком или половинку?»«Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

  1. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

  1. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения»«Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям«Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай»«Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

  1. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО ) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

  1. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения«Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

  1. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай»«По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

  1. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика)стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как приемработы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки»«Этот пальчик – дедушка…»«Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
  2. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного методацелесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевоговысказывания и оздоровления организма в целом.
  3. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот приемпредусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельностив сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры«Большой – маленький»«Чей домик?»«Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей  ребенка и особенностей вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

 

 

Литература.

 

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

 

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвящение, 1974.

 

   4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

свернуть

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов

«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов».

Что такое автоматизация звуков? Её этапы.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук. Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – дефектолога. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя: • автоматизацию изолированного звука; • автоматизацию звука в слогах; • автоматизацию звука в словах; • автоматизацию звука в словосочетаниях; • автоматизацию звука в предложениях; • автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: учитель-дефектолог прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово. «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово. Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый. Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка. Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием. Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение). Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала. Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь. Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь. Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому. Скакалка – на каждый прыжок называем слог. Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки. Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Многие перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –дефектолога!

свернуть

10 простых советов логопеда родителям

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

1.Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

2.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

3.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4.Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

5.Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6.Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

7.Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

8.Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни.

9.Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Занимайтесь каждый день.

 

свернуть

Речевые игры в кругу семьи

Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

 

«Кто самый внимательный»

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

 

Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

 

Игра «Рыба, птица, зверь»

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

 

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

 

"Подбор объектов к действию" Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

 

«Отгадай предмет по паре других»

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д.

 

Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко» Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

свернуть

Уроки Фонетики для взрослых

Уважаемые родители!

Данная информация поможет вам и вашему ребенку преодолеть трудности в обучении грамоте и ускорить правильное формирование фонетико-фонематического восприятия.

 

Урок 1.Фонетика.

Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался phone. От греческого слова и произошло название науки, которая изучает звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.

 Для обозначения звука в фонетике используется специальный значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действительное звучание речи.

 

Урок 2.Гласные и согласные.

     При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон - это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».

     Звуки языка могут состоять только из тона, голоса ( или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются согласными.

     Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать. Во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например на букву б (бэ).

Ошибки взрослых. Случается, что для еще не умеющего читать задание сформулировано некорректно. Ведь буква – письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками – развивать умение малыша различать   звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].

        

Урок 3. Звонкие и глухие согласные.

     Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума – глухим.

     Среди согласных существуют так называемые парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].

     Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.

      Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они   не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.

Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться   представление о различии звука и буквы.

 

Урок 4. Пары по твердости – мягкости.

Кроме пар по звонкости-глухости, согласные образуют пары по твердости-мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «’». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [ г’], для звука [ ф ] мягкой паройбудет звук [ ф’].

       Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч’] всегда мягкий , а звук [й] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [й] дополнительно не выгибается.)

       Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’] не имеют пар. Согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й] не имеют звонких пар. Они в любой позиции - даже в конце слова – звучат звонко и называются сонорными.

Ошибки взрослых. Иногда можно слышать ,как взрослый спрашивает у ребенка : «С какого звука начинается слово «герой» ? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [ г’], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обеспечить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, е, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.

 

Урок 5. Позиционные чередования

       Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке   говорилось, что звонкие парные согласные не могут стоять на конце слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [ п ]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове проявится звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.

       Возьмем другое слово – «кружок». В середине отчетливо слышится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму слова, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому – [ ш].

       В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.

 

Урок 6. Фонемы

       Главное назначение звуков - различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому     ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими «< >».        

     Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков.                    

     В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки - соответственно [б] и [п], но они представляют   одну и ту же фонему. В данном случае это фонема < б >, которая определяется   по сильной   позиции звука.

     А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.

     Понятие фонемы – одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно  не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.

     С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развивающего обучения Давыдова-Эльконина, где представление о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв, и усвоить представления, что буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема – это обобщенное понятие звука.

 

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?

     Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим - рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозначать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заимствовали и совершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удобнее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ориентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Константин (в монашестве Кирилл).

     Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонематическое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту самую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слышим. Слышим [дуп] – и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», потому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].

     Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фонем, из них 34 согласных и 5 гласных.

       Согласные фонемы - <п>, <п’>, <б>, <б’>, <м>, <м’>, <ф>, <ф’>, <в>, <в’>, <т>, <т’>, <д>, <д’>, <с>, <с'>, <з>, <з’>, <ц>, <н>, <н’>, <л>, <л’>, <ш>, <ш’>, <ж>, <ж’>, <ч’>, <р>, <р>, <р’>, <й>, <к>, <г>, <х>.   

     Не являются фонемами мягкие согласные [г’], [х’], [к’]. Звуки [г’], [к’], [х’] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Считается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воздействием позиции.

   Гласные фонемы – <а>, <о>, <э>, <у>, <и>.

   Не является фонемой гласный звук [ы]. Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими на долю гласных фонем: не может стоять в начале слова.

 

Урок 8. Особенности русского алфавита.

   В русском алфавите 33 буквы: Аа [а], Бб[бэ], Вв[вэ], Гг[гэ], Дд[дэ], Ее[е], Ёё[iо], Жж[жэ], Зз [зэ], Ии[и], Йй (и краткое), Кк[ка], Лл[эль], Мм[эм], Нн[эн], Оо[о], Пп[пэ], Рр[эр], Сс[эс], Тт[тэ], Уу[у], Фф[эф], Хх[ха], Цц[цэ], Чч[чэ], Шш [ша], Щщ [ща], ъ(твёрдый знак), ы[ы], ь(мягкий знак), Ээ (э оборотное) [э], Юю [ю], Яя [я].

   А фонем, как мы уже знаем, 39. Между числом букв и числом фонем также наблюдается некоторое несоответствие. С одной стороны, существуют буквы, которые не обозначают фонемы: ь, ъ, ы. Есть ещё я, ё, ю, е. Это буквы-слоги. С другой - некоторым фонемам вообще не повезло, например, мягким. Только две мягкие фонемы - < ч’> и <ш’> - изображаются специальными буквами ч и щ.

     Для изображения остальных мягких фонем приходиться использовать сочетания букв: мь, нь, рь или мя, ни, ре и т.п. Для этого и служат специальная буква ь и так называемые йотированные буквы я, ё, е, ю, и.  

     Наличие йотированных букв создает некоторую избыточность для изображения гласных звуков на письме. Звуки [а], [о], [э], [у] в одних случаях можно изобразить буквами а, о, э, у, в других – я, ё, е, ю.

   Йотированные буквы могут читаться как слоги, например, в начале слова или после раздельных знаков, а иногда могут произноситься как звуки [а], [о], [э], [у] и обозначать мягкость предшествующего согласного.

Ошибки взрослых. Каждая буква в алфавите имеет свое название. Необходимо добиться, чтобы дети, знакомясь с буквами, запоминали их «правильное» название: не «мэ», а «эм», не «фэ», а «эф» и т.п. Не менее важно объяснить детям, что звучание буквы не совпадает с её названием. Так, буква м (эм) в одних случаях будет звучать как [м], а в других – как [м’].

 

Урок 9. Немного истории.

     Некоторое несоответствие в русском языке между фонемами, звуками и существующими для их обозначения буквами объясняется историческими причинами. Русский алфавит произошел от старославянской азбуки – кириллицы. Однако звуковая система старославянского языка хотя и родственна русскому, все же не тождественна ему. Поэтому некоторые буквы (например, соответствующие носовым звукам, отсутствующим в русском языке, а также буквы очень трудные для письма) постепенно перестали употребляться, но из алфавита исчезли не сразу.

   Реформирование письменности, как показывает история, дело не простое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характером. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глубокого реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикальной направленностью: движение против привилегий церкви и духовенства, их господствующей роли в обществе (но не против самой религии).

     Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра 1, и царь принимал в ней активное участие. Вторая реформа (1917-1918) совпала с приходом к власти большевиков и была инициирована новой властью и новыми культурными установками.

     Обе реформы были связаны с упразднением букв и с изменением начертания некоторых знаков. В общей сложности из 43 букв кириллицы 12 были исключены, а две новые (й, ё) добавлены.

     В результате, считают историки языка, русский алфавит приобрёл «высшую степень абстракции и чистоты» (А.Зиновьев).

свернуть

Родителям о развитии речи ребенка

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться  ГОВОРИТЬ.

     Некоторые  родители  считают, что до  того, как  их ребёнок произнесёт первые слова (а обычно это бывает в  возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку  он, дескать, всё равно ничего не понимает и ничему пока ещё научиться не может. Тем не  менее, « мало вразумительные звуки»-это уже формирование речи , и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе  отчётливо  видна функция речи - общение. Обучение ребёнка  речи  складывается  главным  образом  из того, как вы говорите с ребёнком и каким образом объясняете ему при помощи слов различные действия и проявления.

      Ребёнок знакомится с  вещами, которые  вы  ему  называете. И если вы хотите развивать его речь, то  вы и ваше окружение должны вербализировать, т.е. воплотить в слова, объяснить словами различные действия, которые он совершает.

     Формирование речевых навыков - большой труд для каждого ребёнка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.

             Нормы  речевого  развития

        Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

        Возраст от 2 до 5 месяцев  специалисты  называют периодом гуления. Если ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», « у-а-а», «агу», « аха», « авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

        В 2,5-3 месяца  у младенца  появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

       В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш  радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

     К 5 – 6 месяцев  нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите чётко и правильно. Это очень важно! Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

        Примерно  с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается  период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

      К  10 месяцам  малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

     К году в словаре малыша уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов «мама», «папа», «баба», «дай» и т.д.

       К 1.5-2 –м годам в речи крохи должны появиться предложения (Мама, дай сок. Мишка, сиди тут. Хочу пить чай). Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький, красный). Не огорчайтесь, если эти прилагательные будут звучать искажённо. Для данного возраста это возрастная особенность.

     К 3-м годам из речи ребёнка уходит физиологическое смягчение (до этого малыш все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (б, бь, п,пь, м, мь, т, ть и т.д), строит простые распространённые предложения (Папа купил мне новую грузовую машину). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок (пить чашки, копать лопатком). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стихи.

      К 4-м годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки, использует в речи сложноподчинённые предложения (Я возьму зонт, потому что на улице дождь). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

       Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил звук «Р». Очень часто желание родителей научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводит к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения. 

      К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки, почти не допускает в речи грамматических ошибок. Может связно рассказать о том ,что нарисовано на серии картинок или одной картинке.

        В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допуская в речи грубых грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи.

       Существует лишь общая возрастная тенденция, а индивидуальная выраженность у каждого малыша своя. Например, к году он говорит около десяти простых слов, а понимает в четыре-пять раз больше. У разных детей это могут быть совершенно разные слова.

          Что же можно порекомендовать, чтобы сделать помощь взрослого в развитии речи ребёнка более эффективной?

  1. Реакция в общении с малышом. Ребёнку будет охотнее «пробовать» звуки на вкус, если мама не оставляет без внимания его попытки. Подкрепляйте одобрением и улыбкой лепет ребёнка.
  2. Старайтесь очень важна ваша эмоциональная чаще разговаривать с ребёнком, озвучивать свои и его действия. Одевая малыша, называйте части тела и предметы одежды («На ножки наденем носочки»). Показывая игрушки называйте их, озвучивайте, как они «говорят»: « Вот кошечка, она скажет: « Мяу-мяу». Где кошечка?».
  3. Во время общения с ребёнком важно, чтобы он мог слышать и себя, и родителя, видеть мимику взрослого. Так малышу легче повторять звуки, произносимые взрослым. Отсюда становится понятным, почему включение телевизора или радио не может заменить ребёнку занятий с мамой или папой.

В период от года до трёх развитие речи непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации, поэтому уделяйте больше времени совместным играм и творческим занятиям с ребёнком сопровождая их комментариями. Например, если вы вместе что-то строите из кубиком, озвучивайте порядок действий, названия составных частей, сравнивайте их цвет, форму, размеры.

     После года читать ребёнку детские книги с короткими стихами (например, стихи А.Барто, В.Берестова). Ближе к трём годам детям могут понравятся русские народные сказки («Колобок», «Репка», короткие сказки В.Сутеева, стихи К.Чуковского («Мойдодыр», «Доктор Айболит»).      

      В период формирования речевых навыков дети легко воспроизводят дефекты речи близких (картавость, шепелявость, заикание). Исправить речь ребёнка впоследствии бывает довольно трудно, поэтому ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков своей речи или свести их к минимуму. Не следует также сюсюкать, искусственно коверкая свою речь под детский лепет.

     Трёхлетний малыш может выполнять простые инструкции взрослого, однако, инструкции общего характера вызывают затруднения. Чтобы облегчить задачу, сначала давайте инструкцию к каждому действию (например: «сначала засучи рукава», «открой кран», «возьми мыло»). Только после освоения ребёнком всей цепи действия можно переходить к общей инструкции («вымой руки»).

     До трёх летнего возраста желательно не допускать малыша к экрану, компьютеру, планшету. В таком возрасте содержание мультфильмов не воспринимается. Детям до 3-х лет вместо просмотра мультфильмов полезнее играть с реальными предметами, изучая их свойства. А при выборе мультфильмов для детей старше 3-х лет следует обращать внимание на старые, добрые, классические фильмы с простыми сюжетами, давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать наводящие вопросы и, конечно, ограничивать время просмотра.

Дошкольный возраст. Стимулируем навыки общения и речи:

  1. Читать ребёнку и беседовать о прочитанном.
  2. Посещать музей, парки, говорить об увиденном.
  3. Водить на детские спектакли, обсуждать героев, их поступки.
  4. Учить стихи. Они развивают память, чувство ритма, интонацию. Только не допускайте пересказывания стихов. Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы последовательность слов в предложении не была нарушена.
  5. Развивать мелкую моторику - стимулировать речевое развитие.

     Взаимосвязь тонкой пальцевой моторики и речевого развития известна уже давно. Помните, что развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

     В заключение хочется подчеркнуть: успешность развития речи во многом зависит от взрослого, который должен разговаривать с  малышом, объяснять и пояснять всё, что происходит на его глазах на улице и дома, всё, что достойно внимания и подражания.

     Следует помнить, что общение и  речь - великий дар, и малыш должен учиться пользоваться им  с самого раннего возраста.

Желаем Вам   успехов!

свернуть