Рекомендации педагогу по работе в рамках проекта

  • Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
  • Детям необходима свобода выбора. Свобода выбора реализуется при определении объекта исследований. Каждый из детей может предложить что-то своё: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т.д.
  • Относитесь к наблюдениям детей серьёзно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого – прекрасный стимул.
  • Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
  • Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже   если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его вывод, чтобы он сам понял, в чем не прав. Ребенок не должен бояться ошибиться.
  • Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны – это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании.
  • Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества - залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прервать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка в конце концов согласитесь с ним.
  • В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств - и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
  • Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которые ребенок раньше не обращал внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
  • Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объёму задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
  • Необходимо помнить о личной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он самый лучший, самый необыкновенный.
  • Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребёнка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
  • Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причём искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
  • Важно творчески развивать идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учётом особенностей природы.
  • Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребёнка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребёнком альбом наблюдений, рассказать о своём опыте проектной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели)
  • Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей)
  • Обсудить план с семьями
  • Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
  • Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить её на видном месте
  • Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми)
  • Провести занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
  • Дать домашнее задание родителям и детям
  • Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей
  • Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т.п.
  • Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА:

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу
  3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказаться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавать радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентаций, шоу, театрализованного действия и т.п.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кратко, полно, лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта (10-12 мин)

2. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.

3. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.

4. Продемонстрировать найденное решение.

5. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.

6. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средством, с помощью которых отыскивалось решение.

7. Речь должна быть чёткой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.