Методический кабинет

Нормативные правовые документы

22.07.2022

https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html

свернуть

Научно­-методическое обеспечение.

22.07.2022

Научно­-методическое обеспечение.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

1.   Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки (от 2 до 3 лет) / Сцяжынка ў свет музыкі (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 52 с. рус. + 52 с. бел.: 24 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

2.   Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки (от 2 до 3 лет) / Сцяжынка ў свет музыкі (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / О.Н. Анцыпирович, О.Н.Зыль. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 52 с. рус. + 52 с. бел.: 24 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

3.   Дубинина, Д.Н. Игры с картинками для малышей (от 2 до 3 лет) / Гульні з карцінкамі для малых (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие     для      учреждений      дошкольного      образования      с русским / белорусским языком обучения / Д.Н. Дубинина. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 26 с. рус. + 22 с. бел.: 40 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

4.   Дубинина, Д.Н. Игры с картинками для малышей (от 2 до 3 лет) / Гульні з карцінкамі для малых (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Д.Н. Дубинина. – Минск: Сэр- Вит, 2019. – 26 с. рус. + 22 с. бел.: 40 л. ил. – (Серия «Мир детства / Серыя«Свет дзяцінства»).

5.   Жабко, Я.Г. Первые песенки для детей (до 3 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Я.Г. Жабко. – Мозырь: Белый Ветер, 2017. – 66, [2] с.

6.   Житко, И.В. Математика для малышей (от 2 до 3 лет) / Матэматыка для малых (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 32 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя

«Свет дзяцінства»).

7.   Житко, И.В. Математика для малышей (от 2 до 3 лет) / Матэматыка для малых (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 32 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

8.   Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.: іл.

9.   Косенюк, Р.Р. Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка

«Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй / Жыла-была казка. Ад 1 года да 3 гадоў. Казка «Казляняткі і воўк»: слухай, расказвай, гуляй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018, 2019. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт.

10.   Косенюк, Р.Р. Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка

«Колобок»: слушай, рассказывай, играй / Жыла-была казка. Ад 1 года да 3 гадоў. Казка «Калабок»: слухай, расказвай, гуляй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018, 2019. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт.

11.   Косенюк, Р.Р. Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка

«Курочка Ряба»: слушай, рассказывай, играй / Жыла-была казка. Ад 1 года да 3 гадоў. Казка «Курачка Раба»: слухай, расказвай, гуляй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018, 2019. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт.

12.   Косенюк, Р.Р. Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка

«Репка»: слушай, рассказывай, играй / Жыла-была казка. Ад 1 года да 3 гадоў. Казка «Рэпка»: слухай, расказвай, гуляй: учебное наглядное пособие   для    педагогов    учреждений    дошкольного    образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018, 2019. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт.

13.   Косенюк, Р.Р. Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка

«Теремок»: слушай, рассказывай, играй / Жыла-была казка. Ад 1 года да 3 гадоў. Казка «Церамок»: слухай, расказвай, гуляй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018, 2019. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт.

14.   Косенюк, Р.Р. Я открываю мир: от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром): учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р.Р. Косенюк. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 80 с.: 40 л. ил.

15.   Косенюк, Р.Р. Я открываю мир, от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром): учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р.Р. Косенюк. – Минск: Аверсэв, 2018. – 79 с.:40 л. ил.

16.   Касянюк, Р.Р. Я адкрываю свет: ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Р.Р. Касянюк. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017. – 76 с.: 40 арк. іл.

17.   Касянюк, Р.Р. Я адкрываю свет, ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Р.Р. Касянюк. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 75 с.: 40 арк. іл.

18.   Рублевская, Е.А. Малыши в мире природы (от 2 до 3 лет) / Малыя ў свеце прыроды (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 24 с. рус. + 24 с. бел.: 32 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

19.   Рублевская, Е.А. Малыши в мире природы (от 2 до 3 лет) / Малыя ў свеце прыроды (ад 2 да 3 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.А. Рублевская. –   Минск:   Сэр-Вит,   2019.   –   24 с. рус. + 24 с. бел.: 32 л. ил. – (Серия «Мир детства» / Серыя «Свет дзяцінства»).

20.   Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.

21.   Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для   педагогов   учреждений   дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.

Научно­методическое обеспечение.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

1.   Анцыпіровіч, В.М. У свеце музыкі (ад 3 да 5 гадоў) / В мире музыки (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай    адукацыі    з беларускай / рускай     мовай     навучання / В.М. Анцыпіровіч, А.М. Зыль. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

2.   Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г.В. Бережная. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2019. – 112 с.

3.   Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 88 с.

4.   Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 88 с.

5.   Гарбатава, А.У. Выяўленчая дзейнасць дзяцей дашкольнага ўзросту: маляванне (ад 3 да 4 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2018. – 88 с.

6.   Гарбатава, А.У. Выяўленчая дзейнасць дзяцей дашкольнага ўзросту: маляванне (ад 3 да 4 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 88 с.

7.   Горбатова, Е.В. Рисуем и играем (от 3 до 4 лет) / Малюем і гуляем (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Нац. ин-т   образования, 2018. –   28 с. рус. + 28 с. бел.: 28 л. ил.

8.   Горбатова, Е.В. Рисуем и играем (от 3 до 4 лет) / Малюем і гуляем (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 28 с. рус. + 28 с. бел.: 28 л. ил.

9.   Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.

10.   Дубініна, Д.М. У свеце казак (ад 3 да 5 гадоў): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі

навучання / Д.М. Дубініна. – Мінск, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

11.   Дубинина, Д.Н. В мире сказок (от 3 до 5 лет): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения / Д.Н. Дубинина. – Минск, 2021. – (Серия «Мир детства»).

12.   Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2020. – 112 с.

13.   Жытко, І.У. Насустрач матэматыцы (ад 3 да 5 гадоў) / Навстречу математике (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – 36 с. бел. + 36 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

14.   Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 128 с.

15.   Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.: іл.

16.   Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.

17.   Паздзеева, Т.В. Бяспека жыццядзейнасці дашкольнікаў: дзіця на вуліцах горада (ад 3 да 4 гадоў) / Безопасность жизнедеятельности дошкольников: ребенок на улицах города (от 3 до 4 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / Т.В. Паздзеева. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2021.

18.   Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 128 с.: ил.

19.   Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018. – 128 с.: ил.

20.   Рублеўская, А.А. Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.А. Рублеўская. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017. – 120 с.: іл. Рублеўская, А.А. Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.А. Рублеўская. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 120 с.: іл.

21.   Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет) / Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 24 с. рус. + 24 с. бел.: 28 л. ил.

22.   Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет) / Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018. – 24 с. рус. + 24 с. бел.: 28 л. ил.

23.   Рублеўская, А.А. У свеце прыроды (ад 3 да 5 гадоў) / В мире природы (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай   адукацыі    з    беларускай / рускай    мовай    навучання / А.А. Рублеўская. –      Мінск:      Адукацыя      і       выхаванне,       2021. – 32 с. бел. + 32 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

24.   Старжынская, Н.С. Вучыся размаўляць правільна (ад 3 да 5 гадоў) / Учись говорить правильно (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / Н.С. Старжынская. – Мінск, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

25.   Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Аверсэв, 2018. – 118 с.

26.   Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: учеб. нагляд.   пособие   для    педагогов    учреждений    дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Аверсэв, 2018, 2019. – 64 с.

27.   Шабека, В.М. У свеце рухаў (ад 3 да 5 гадоў) / В мире движений (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / В.М. Шабека. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – 24 с. бел. + 24 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя

«Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

28.   Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.

29.   Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.

 

Научно­методическое обеспечение.

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

1.   Анцыпіровіч, В.М. У свеце музыкі (ад 3 да 5 гадоў) / В мире музыки (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай    адукацыі    з беларускай / рускай     мовай     навучання / В.М. Анцыпіровіч, А.М. Зыль. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

2.   Горбатова, Е.В. Весёлые игры с линией и цветом: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2017. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).

3.   Горбатова, Е.В. Умней-ка. 4-5 лет. Линия и цвет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018–2020. – 64 с.: ил.

4.   Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.

5.   Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности. 4-5 лет: учеб. нагляд.   пособие   для   учреждений   дошк.   образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – бр.+ 36 цв. карт.

6.   Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности. 4-5 лет: учеб. нагляд.   пособие   для   учреждений   дошк.   образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – 2-е изд., пересмотр. – Минск: Аверсэв, 2021. – 36 л.: ил. +16. с.

7.   Дедулевич,      М.Н.     Физкультурные     занятия     с     детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.

8.   Дедулевич,      М.Н.     Физкультурные     занятия     с     детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Выснова, 2017, 2018. – 192 с.

9.   Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.

10.   Дубініна, Д.М. У свеце казак (ад 3 да 5 гадоў): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д.М. Дубініна. – Мінск, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

11.   Дубинина, Д.Н. В мире сказок (от 3 до 5 лет): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения / Д.Н. Дубинина. – Минск, 2021. – (Серия «Мир детства»).

12.   Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2020. – 112 с.

13.   Житко, И.В. Весёлые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Аверсэв, 2017, 2018. – 64 с.: ил. – (Умней­ка!).

14.   Житко, И.В. Умней-ка. 4-5 лет. Числа и фигуры: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Аверсэв, 2018–2021. – 64 с.: ил.

15.   Жытко, І.У. Разумнейка. 4-5 гадоў. Лічбы і фігуры: вучэб. нагляд. дапам. для ўстаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Аверсэв, 2019–2021. – 64 с.: іл.

16.   Житко, И.В. Умней-ка. 4-5 лет. Методические рекомендации. Ребенок и математика: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – 158 с.

17.   Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 200 с.

18.   Жытко, І.У. Насустрач матэматыцы (ад 3 да 5 гадоў) / Навстречу математике (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – 36 с. бел. + 36 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

19.   Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.: іл.

20.   Косенюк, Р.Р. Умней-ка. 4-5 лет. Я познаю мир: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Р.Р. Косенюк, В.Н. Шашок. – Минск: Аверсэв, 2019–2021. – 48 с.: ил.

21.   Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.

22.   Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Л. Пашко. – 2-е изд., стер. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 16 с.: 24 л. ил.

23.   Петрикевич, А.А. Весёлые игры по ознакомлению с природой: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2017, 2018. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).

24.   Петрикевич, А.А. Умней-ка. 4-5 лет. Знакомство с природой: учеб. нагляд.      пособие      для      учреждений      дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2019–2021. – 63 с.: ил.

25.   Рублеўская, А.А. У свеце прыроды (ад 3 да 5 гадоў) / В мире природы (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай   адукацыі    з    беларускай / рускай    мовай    навучання / А.А. Рублеўская. –      Мінск:      Адукацыя      і       выхаванне,       2021. – 32 с. бел. + 32 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

26.   Старжинская, Н.С. Весёлые игры для развития речи: учеб. нагляд.   пособие   для   педагогов    учреждений    дошк. образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2017. – 60 с.: ил. – (Умней­ка!).

27.   Старжинская, Н.С. Умней-ка. 4-5 лет.   Развитие   речи: учеб. нагляд.      пособие      для      учреждений      дошк. образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2018–2021. – 64 с.: ил.

28.   Старжынская, Н.С. Вучыся размаўляць правільна (ад 3 да 5 гадоў) / Учись говорить правильно (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / Н.С. Старжынская. – Мінск, 2021. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

29.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання /   Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 184 с.

30.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання /   Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2021. – 184 с.

31.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк.    адукацыі    з рус.     мовай     навучання /     Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 28 арк. іл.

32.   Старжынская, Н.С., Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў: вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання /

Н.С. Старжынская,   Д.М. Дубініна.   –   Мінск:    Аверсэв,    2017–2020. – 28 арк. іл.

Шабека, В.М. У свеце рухаў (ад 3 да 5 гадоў) / В мире движений (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай / рускай мовай навучання / В.М. Шабека. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021. – 24 с. бел. + 24 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя

«Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).

33.   Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.

34.   Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для   педагогов   учреждений   дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно­методическое обеспечение.

Старшая группа (от пяти до семи лет)

1.   Английский язык для детей 5–7 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2017–2021. – 80 с. – («Волшебная шкатулка»).

2.   Английский язык для детей 5–7 лет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2018–2021. – 79 с.: ил. – («Волшебная шкатулка»).

3.   Английский язык для детей 5–7 лет: рабочая тетрадь: учеб. нагляд. пособие для   учреждений   дошк. образования /   Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2018–2021. – 78 с.: ил. – («Волшебная шкатулка»).

4.   Анцыпирович, О.Н., Зыль, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования: с электронным приложением / О.Н. Анцыпирович,   О.Н. Зыль. –   2-е   изд.,   испр. –   Минск:   Адукацыя і выхаванне, 2017. – 48 с.: 31 л. ил. + 1 электрон. опт. диск (CD).

5.   Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. В гостях у строчки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016– 2019. – 29 с.: ил.

6.   Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. У госці да радка: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: іл.

7.   Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. Линия- затейница: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк.образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 31 с.: ил.

8.   Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. Лінія-забаўніца: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 31 с.: іл.

9.   Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. Рисую узоры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: ил.

10.   Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. Малюю ўзоры: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: іл.

11.   Горбатова, Е.В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).

12.   Горбатова, Е.В. Умней-ка. 5-6 лет. Художественная мозаика: учеб. нагляд.      пособие      для      учреждений       дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018–2020. – 64 с.: ил.

13.   Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: стадыёны і спортпляцоўкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Л.А. Горелова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 22 с. рус. + 22 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

14.   Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: заводы і фабрыкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / К.Г. Гракова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия

«Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

15.   Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 104 с.

16.   Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: архітэктура Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.Б. Давидович. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 29 л. ил. – (Серия

«Страницы родной земли» / Серыя«Старонкі роднай зямлі»).

Даўгалёў, Д.М. Добры дзень, садок дзіцячы! Песні для дзяцей ад 5 да 7 гадоў: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Даўгалёў, У.Г. Пецюкевіч. – Мінск: Пачатковая школа, 2016. – 55 с.

17.   Дедулевич,    М.Н.     Физкультурные     занятия     с     детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.

18.   Дедулевич,    М.Н.     Физкультурные     занятия     с     детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Выснова, 2017, 2018. – 192 с.

19.   Дошкольникам о правилах безопасности. 5-7 лет: учеб. нагляд. пособие   для    учреждений    дошк. образования    с рус. яз. обучения / А.Л. Давидович [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2020. – 45 с.: ил. + 8 с.

20.   Дошкольникам о правилах безопасности. 5-7 лет: учеб. нагляд. пособие   для    учреждений    дошк. образования    с рус. яз. обучения / А.Л. Давидович [и др.]. – 2-е изд., пересмотр. – Минск: Аверсэв, 2021. – 45 с.: ил. + 8 с.

21.   Дубинина, Д.Н. Умней-ка. 5-6 лет. Мир вокруг: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Д.Н. Дубинина. – Минск: Аверсэв, 2018, 2019. – 32 с.: ил.

22.   Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.

23.   Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. – 2-е выд. – Мазыр: Белы Вецер, 2016. – 133,

[3] с.

24.   Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска   (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: тэатры Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 28 л. ил. – (Серия

«Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

25.   Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2020. – 112 с.

26.   Житко, И.В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Аверсэв, 2016. – 64 с.: ил. – (Умней­ка!).

27.   Житко, И.В. Умней­ка. 5-6 лет. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Аверсэв, 2018–2020. – 64 с.: ил.

28.   Жытко, І.У. Разумнейка. 5-6 гадоў. Матэматычная мазаіка: вучэб. нагляд. дапам. для ўстаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Аверсэв, 2019. – 64 с.: іл.

29.   Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.: іл.

30.   Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.

31.   Калошкина, Е.Е. Детское ручное ткачество: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения (с электронным приложением) / Е.Е. Калошкина. – Минск: Национальный институт образования, 2021.

32.   Калошкіна, А.Я. Дзіцячае ручное ткацтва: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання (з электронным дадаткам) / А.Я. Калошкіна. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021.

33.   Ковалив, В.В. Нотка за ноткой: песни для детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.В. Ковалив. – Минск: Аверсэв, 2020, 2021. – 63 с.

34.   Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2017. – 255 с.

35.   Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2017–2019. – 48 с.: ил.

36.   Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 232 с.

37.   Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Сэр- Вит, 2019. – 232 с

38.   Ладуцька, Л.К. Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў):

дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Л.К. Ладуцька, С.У. Шкляр. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2018. – 232 с.

39.   Ладуцька, Л.К. Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Л.К. Ладуцька, С.У. Шкляр. – Мінск: Сэр-Віт, 2019. – 232 с.

40.   Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет) / Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное     пособие     для     учреждений     дошкольного      образования с русским / белорусским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 44 с. рус. + 44 с. бел.: 42 л. ил.

41.   Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет) / Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное    пособие     для     учреждений     дошкольного     образования с русским / белорусским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 44 с. рус. + 44 с. бел.: 42 л. ил.

42.   Пашко, В.Л. Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд.   пособие   для    педагогов    учреждений    дошк. образования / В.Л. Пашко. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 23 л.: ил.; 45, [3] с.

43.   Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: паркі і скверы Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования       с русским / белорусским               языком     обучения / А.А. Петрикевич. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 27 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

44.   Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика: учеб. нагляд. пособие       для       педагогов        учреждений        дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2018, 2019. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).

45.   Петрикевич, А.А. Умней-ка. 5-6 лет. Экологическая мозаика: учеб. нагляд.      пособие      для      учреждений      дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – 64 с.: ил.

46.   Полягошко, С.В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно­речевой деятельности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С.В. Полягошко. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 82 л.: ил.; 47, [1] с.

47.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання /   Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 184 с.

48.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання /   Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2021. – 184 с.

49.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк.    адукацыі    з    рус.    мовай    навучання /    Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 40 с.: іл.

50.   Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк.    адукацыі    з    рус.    мовай    навучання /    Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2020. – 40 с.: іл.

51.   Старжынская,     Н.С.     Развіццё     беларускага     маўлення і маўленчых зносін дзяцей дашкольнага ўзросту ад 6 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 60 с.: іл.

52.   Старжынская,     Н.С.     Развіццё     беларускага     маўлення і маўленчых зносін дзяцей дашкольнага ўзросту ад 6 да 7 гадоў: вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2021. – 60 с.: іл.

53.   Старжинская, Н.С. Речевая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2017. – 56 с.: ил. – (Умней­ка!).

54.   Старжинская, Н.С. Умней-ка. 5-6 лет. Речевая мозаика: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2018–2020. – 64 с.: ил.

55.   Царёва, Л.П. Читаем вместе: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорусским и русским языками обучения / Л.П. Царёва. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 63, [1] с.: ил.

56.   Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.

57.   Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Мозырь: Выснова, 2017, 2018. – 216 с.

58.   Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько

 

[и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.: ил.

  1. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, – 133, [3] с.
  2. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов   учреждений   дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, – 88 с.
  3. Шишкина, В.А. Умней-ка. 5-6 лет. Мозаика здоровья: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Аверсэв, 2018, – 32 с.: ил.

Учебно-методический комплекс

«Мои первые уроки» / «Мае першыя ўрокі»

  1. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – 2­е изд. – Минск: Национальный институт образования, – 76 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).
  2. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного  образования    с     белорусским     языком     обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, – (УМК «Мои первые уроки»).
  3. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом: учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования  с   белорусским    языком    обучения /    А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный   институт   образования,   – 64 л. ил. – (УМК «Мои первые уроки»).
  4. Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, Е.И. Смолер. – Минск: Национальный институт образования, – 208 с. – (УМК «Мои первые уроки»).
  5. Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву / Мир, в котором я живу: вучэбны наглядны  дапаможнік   для   ўстаноў   дашкольнай   адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 88 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  6. Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – 2­е выд. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  7. Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам: вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  8. Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – 2­е выд. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  9. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учебно- методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Национальный институт образования, – 264 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).
  10. Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп / Математический калейдоскоп: вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2019. – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  11. Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – 2­е выд. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. – 76 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  12. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте: учебно- методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, – 184 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).
  13. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте: учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, – 60 л. ил. – (УМК «Мои первые уроки»)
  14. Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – 2­е изд. – Минск: Национальный институт образования, – 80 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).

 

свернуть

Консультация "Организация игр с детьми дошкольного возраста".

22.07.2022

Консультация "Организация игр с детьми дошкольного возраста".

 

Организация игр с детьми дошкольного возраста.

       В дошкольном образовании игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром.

      Актуальность педагогической поддержки игровой деятельности заключается в том, что на современном этапе игра рассматривается как способ социализации детей дошкольного возраста, связанный с формированием нравственной ориентации, коммуникативной компетентности, самосознания личности и полноценного проживания детской деятельности, который комплексно используется взрослыми для воспитания и развития дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

       Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

      Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

     Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.

    В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);
  • дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
  • подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают:

  • стремление детей к активности, самостоятельности;
  • детское подражание;
  • удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
  • своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

    Игра – это, прежде всего, взаимоотношения, которые формируются поэтапно (А. П. Усова), начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения, достигая наивысшего уровня – уровня постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий.

       Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию.

     К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н.К. Крупская.

      Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности.

     Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

      Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

     Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?

Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

    А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

      Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

    Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит – человек творческий!

     В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, развиваются духовные и физические силы.

      Именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности: умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию.

    Каковы же задачи игровой деятельности?

развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);

развитие воображения как основы творческой деятельности;

развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

формирование в процессе игр нестандартного мышления;

развитие координации и мелкой моторики;

организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий

    Игровые методы в обучении детей

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры.

    Функции игры: обучающая, мотивационная, коммуникативная, диагностическая, релаксационная, коррекционная, эмоционально-развивающая, функция самореализации, социокультурная, терапевтическая.

Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

     Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

    Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

     Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, раскрывает скрытые таланты, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

    Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

    Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

    Эмоционально - развивающая функция.

   Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей.

    Социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

     Терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств человека.

Роль воспитателя дошкольного образования в игровой деятельности:

        Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель.

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.) .

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибкими, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.

     При организации игровой деятельности педагог должен учитывать:

- возраст детей;

- задачи программы;

- педагогическую диагностику особенностей освоения игровой деятельности;

- педагогические технологии сопровождения игр детей;

- условия для организации самостоятельных игр детей.

      В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми при организации игры

  1. Воспитатель дошкольного образования вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог. Считается с мнением играющих, предоставляет свободу игрового самовыражения. Активизирует детей к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.
  2. Чтобы общение было целенаправленным необходимо заранее продумать, как оно будет осуществляться, т.е. должно быть предварительное моделирование и планирование. Полезно заранее планировать содержание проблемных ситуаций, которые будут применяться в процессе руководства игрой.
  3. Включиться в активизирующее общение, когда дети испытывают затруднения или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Воспитатель дошкольного образования постоянно должен держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным, должен демонстрировать уважительное отношение к играм детей, восхищаться фантазией играющих.

4.Воспитатель дошкольного образования должен включиться в игры тактично, деликатно, осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

      Для соблюдения этих требований педагог должен обладать определенными личностными качествами: открыто демонстрировать доброжелательность, внимательность к играющим детям, не вызывать своим участием у них страх, тревогу, проявлять тактичность, гибкость в поведении, творчество, креативность, артистизм

       Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.

      Организация самостоятельной игровой деятельности

      Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач.

      Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Как правильно организовать эту работу?

Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

- Непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

- Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

- Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Как правильно выстраивать педагогическую поддержку игры?

Первая младшая группа - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

Вторая младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Правила организации игровых моментов

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры:

- Внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения

- Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …

- Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.

- Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.

- Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!

      Следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

 Используемые источники:

1.Соценко, Т.М. Дошкольная дидактика. Секреты проведения игр и занятий 2-е изд. -Минск: Аверсэв, 2020.

2.Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Нац. ин –т образования,2019.

свернуть