Инновационная деятельность

Инновационная деятельность Областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»

02.09.2020

Инновационная деятельность

Областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»

свернуть

Республиканский инновационный проект

 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР 
22 марта 2019 года под руководством научного консультанта доцента Л.Н. Воронецкой состоялась встреча участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)». В рамках семинара для участников инновационного проекта по образовательной программе «Организация инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования» обсуждены технологии обобщения и распространения 
педагогического опыта. 
Инноваторы приняли активное участие в обсуждении технологии организации и проведения мастер-класса. Представители учреждений дошкольного образования Республики Беларусь презентовали достижения инновационного проекта через проведение мастер-класса. В ходе обмена передовым опытом участники семинара расширили кругозор и приобщились к новейшим областям научно-методических знаний

 Республиканский фестиваль «Инновация как стратегия                                                              саморазвития» 

10-11 декабря 2018 г. инноваторы нашего проекта приняли участие в Республиканском фестивале педагогического опыта «Инновация как стратегия саморазвития» для педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность. Фестиваль был организован по инициативе и при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, ГУО «Академия последипломного образования», ОО «Белорусское педагогическое общество» с целью распространение инновационного педагогического опыта как эффективного обучающего ресурса педагогических работников учреждений образования республики. 
Участниками инновационного проекта, научным консультантом которого является Л.Н. Воронецкая, в рамках работы фестиваля проведены: 
- выставка материалов продуктов инновационной деятельности учреждений дошкольного образования: ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Дятлово», ГУО «Ясли – сад № 8 г. Минска», ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 110 г. Минска»; 
- блиц-панорама инновационного педагогического опыты - «Сад моей мечты» ГУО «Ясли-сад №8 г. Витебска», заведующий Марченко И.Ф.; 
- ток-шоу «Инновации в сфере образования как ресурс разрешения педагогических и социокультурных проблем» с участием консультанта инновационных проектов – Воронецкой Л.Н.; 
- мастер-классы: 
«Инновационный менеджмент в практике управления учреждениями дошкольного образования Курак Н.Ф., заведующий УДО «Ясли-сад №6 г. Сморгони»; 
«Вариативность использования учебного наглядного пособия «Во саду ли в огороде» в группах кратковременного пребывания» Бубнова С.А., воспитатель ГУО «Ясли-сад №68 г. Могилева»; 
«Квест – игра как форма организации познавательной деятельности дошкольников в группах кратковременного пребывания», Томашевич Т. Ф., заместитель заведующего по основной деятельности, Симанкова Е.А., воспитатель, Вайдо Н. В., педагог- психолог ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка».
В данном масштабном мероприятии, которое проведено ГУО АПО, приняло участие более 250 педагогов со всех регионов республики, а опытом поделились педагоги 66 учреждений образования.

Республиканский вебинар «Инновации как стратегии саморазвития»              

06 ноября 2018 г. кафедра педагогики факультета социально-педагогических технологий провела вебинар с участниками инновационной деятельности на тему: «Инновации как стратегии саморазвития».  Основным докладчиком, доцентом Л.Н. Воронецкой, освещены основные стратегические направления развития инновационной деятельности. Участники вебинара обсудили участие в мероприятиях с целью презентации инновационного педагогического опыта, полученного в ходе коллективного педагогического исследования: Республиканский и Рождественский фестивали инновационного педагогического опыта, презентация инновационного опыта для Республиканского банка данных.

В вебинаре приняли участие 48 учреждений образования, реализующих инновационные проекты «Внедрение модели организации процесса патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования (2015-2020)» и «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования ‎(2017-2019 гг.)», а так же заведующий учреждения дошкольного образования Марченко Илона Францевна.

.

«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА»

24 августа 2018 года в БГПУ прошел республиканский семинар «Инновационная деятельность педагога как средство совершенствования профессионального мастерства» для участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)».  

Научный консультант инновационного проекта кандидат педагогических наук, доцент Людмила Николаевна Воронецкая познакомила инноваторов с теоретическими и методическими основами обобщения и транслирования педагогического опыта. Доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий Вероника Николаевна Пунчик повысила компетентность инноваторов по изучению собственного педагогического опыта, умению выстраивать эксперимент как метод познания.

После окончания республиканского семинара слушателям были вручены справки об обучении государственного образца и сертификаты участников.

Инновационная деятельность ГУО "Ясли-сад №8 г.Витебска"

28 февраля 2017 года в нашем учреждении дошкольного образования состоялся педагогический совет, на котором рассматривался один из вопросов "Об организации работы по реализации экспериментального проекта "Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в УДО".

В 2017-2019 году учреждение дошкольного образования "Ясли-сад №8 г.Витебска" будет принимать участие в инновационной деятельности "Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования".

11 марта 2017 года в рамках реализации Республиканского экспериментального проекта "Апробация программно-методического обеспечения образовательного дневных групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования" состоялся семинар для педагогов-экспериментаторов. Семинар организован научным руководителем экспериментального проекта - доцентом кафедры педагогики ФСПТ Воронецкой Л.Н. - с целью образования процесса реализации экспериментального проекта. Доцент Воронецкая Л.Н. познакомила с моделью, структурой и содержанием инновационного проекта. В работе семинара приняла участие заведующий ГУО "Ясли-сад №8 г.Витебска" Марченко Илона Францевна.

 

28 апреля 2017 года проведен семинар "Организация экспериментальной деятельности в учреждениях образования". Педагоги были ознакомлены с нормативным правовым сопровождением экспериментальной деятельности в учреждениях образования, содержанием, структурой, стратегией реализации экспериментального проекта.  

3-37-373.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД РЕСПУБЛИКАНСКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ

«ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

                   Марченко И.Ф

ГУО «Ясли – сад № 8г. Витебска»

Витебск, Республика Беларусь  

                                           

 Аннотация: В учреждении дошкольного образования группа кратковременного пребывания создается на основе необходимых материально – технических условий и кадрового обеспечения. Статья посвящена вопросу формирования эффективной педагогической команды для успешной работы над инновационным проектом в рамках функционирования группы кратковременного пребывания. Проблема формирования педагогических команд – это сравнительно новая психолого – педагогическая научная проблема, носящая комплексный характер и нуждающаяся в теоретическом анализе сущности, принципов управления и функционирования, ролей участников команды и наконец, в обосновании самой необходимости их создания для успешной реализации проекта.

Annotation:In the establishment of pre-school education, a short-term stay group is created on the basis of the necessary material and technical conditions and staffing. The article is devoted to the question of forming an effective pedagogical team for successful work on an innovative project within the framework of a short-term stay group. The problem of the formation of pedagogical teams is a relatively new psychological and pedagogical scientific problem, which is complex and requires a theoretical analysis of the essence, principles of management and functioning, the roles of the team members and finally, the justification of the very necessity for their creation for the successful implementation of the project.

Ключевые слова: педагог; педагогическая команда; проект; учреждение дошкольного образования; группа кратковременного пребывания; инновация; образовательный процесс.

Key words: teacher; pedagogical team; project; establishment of preschool education; group of short stay; innovation; educational process.

 «Многие птицы улетают на юг, в теплые страны.

Во время перелета они собираются в стаи

и вытягиваются клином – так легче преодолеть

сопротивление воздуха, а также заметить хищника.

В гусиной стае, хлопая крыльями,

каждый гусь создает дополнительную подъемную силу для следующей за ним птицы.

В результате стая, летящая строем, имеющим форму буквы V, способна покрыть большее расстояние, чем одна отдельно летящая птица» [1].

Педагоги, смотрящие в одном направлении, достигают  цели быстрее и легче, потому что они команда. В журналах достаточно часто встречается словосочетание «педагогическая команда», которое используется для обозначения групп людей, связанных профессиональными целями и ценностями – решающие сложные задачи. В слове «команда» определяется некая энергетика, динамика, что и позволяет угадывать в нем оттенки слов «организованность», «энергичность», «четкость», «слаженность», «результативность» и т.п.

В психолого – педагогической литературе достаточно глубоко раскрыты вопросы организации работы педагогических коллективов, влияющие на эффективность образовательного процесса (Н.П. Аникеева, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Т.И. Руднева, А.А. Реан, М.М. Фридман и др.). Изучением психологических предпосылок формирования педагогических команд занимались авторы: А.А. Бодалев, Н.П. Дерзкова, И.И. Жуковский, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин, О.А. Фокина. Проблемой формирования педагогических команд занимались И.В. Жуковский и Д.В. Григорьев.

Для успешного существования и развития группы кратковременного пребывания (ГКП) в рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования» на базе  ГУО «Ясли – сад № 8 г. Витебска» была сформирована  команда педагогов, а также созданы материально-технические условия благодаря социальным партнерам, в роли которых выступили: сотрудники МЧС и ГАИ г. Витебска, ОАО «Витебскдрев», «Правильные окна», ИП «Лесопилка». Наша педагогическая команда объединена общей целью и принимает на себя ответственность за конечный результат.

Можно выделить следующие этапы формирования команды: первый и второй этап –  диагностический и адаптация. Характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач.  Третий этап: формы управления в команде. Четвертый и пятый этапы: нормирование деятельности и функционирование. На четвертом этапе разрабатываются принципы группового взаимодействия, и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. С точки зрения деловой активности пятый этап можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи [2].

Педагог – психолог на диагностическом этапе создания команды провела тренинги по коммуникативным вопросам, чтобы сформировать команду. Диагностика  проводились со всеми педагогами ГУО «Ясли – сад № 8 г. Витебска» в составе 14 человек, включая и заведующего. По трем показателям оценивался потенциал педагогов: интеллектуальные способности, личностные особенности и ресурс роста.  Проанализировав анкеты, были определены участники команды: педагоги, которые понимают, видят ситуацию и хотят работать.

На третьем этапе становления команды,  педагог – психолог,  проанализировав ситуацию, выявила проблему: отсутствует  система распределения ответственности, полномочий между членами команды – непонятно, кто и чем будет заниматься; кто и за что отвечает.  Участники педагогической команды сошлись на том, что форма управления – «Театр одного актёра». Данная форма управления используется в командах, имеющих общепринятого лидера. Педагоги полностью доверяют заведующему исходя из данных анкетирования, полагая, что никто не предложит более рациональных и продуманных решений. Его распоряжения не подлежат критике. Деятельностью команды управляет руководитель – лидер, иногда советуясь с членами педагогической команды. 

Наша команда состоит из 5 человек, у каждого педагога свои обязанности. Каждый член команды чувствует себя незаменимым, это очень важно: хочется работать, развиваться и ощущать себя полезным. Среди участников команды были распределены следующие роли:

  1. «Лидер» – Марченко Илона Францевна, заведующий ГУО «Ясли – сад №8
    г. Витебска»;
  2. «Эксперт» – Юркова Валентина Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности;    
  3. «Испытатель» – Минкевич Татьяна Леонидовна, педагог – психолог;
  4. «Поддерживатель» – Рашотко Алеся Евгеньевна, музыкальный руководитель;
  5. «Энтузиаст» – Щеткина Ольга Николаевна, руководитель физического воспитания.

Формирует и возглавляет сплоченную команду лидер. Генри Форд привел сравнение: «Лидер команды может рассматриваться как дирижер, а ее члены - как музыканты. Все вместе они могут играть слаженно. Чтобы этого добиться, руководитель успешно работающей команды должен обладать целым набором умений» [1].

Лидер команды постоянно отслеживает, как работают педагоги, как выполняются задачи, развивается ли команда, что способствует движению, а что тормозит.

Когда возникает проблема (болезнь и др. причины), благодаря слаженности команды, взаимопомощи, педагоги подменяют друг друга. Они работают как «улей» - дружно, ответственно и нацелены на достойный результат.

На четвертом этапе становления команды были разработаны  принципы эффективной работы нашей команды:

-       сотрудничество вместо конкуренции;

-       работа на общий результат вместо индивидуализма;

-       конструктивная самореализация вместо «борьбы за выживание»[2];

-       добровольность;

-       командная ответственность;

-       управление и самоуправление;

-       материальное и моральное стимулирование,

На пятом этапе формирования команды определены перспективы карьерного и профессионального роста ее членов. У нас получилось построить эффективную, креативную, трудолюбивую команду. В команде установились доверительные отношения, стабильный состав и главное – стремление достичь достойного результата.

В нашем учреждении дошкольного образования командный метод себя оправдал: педагоги помогают друг другу реализовываться; выполняют сложные задачи вместе и уверенно идут к поставленной цели.

Команда работает семь месяцев, но уже можно сказать, что её работа эффективна. Командообразование помогает избежать ошибочных решений, экономно распределить время и получить желаемый результат.

Как показала практика, грамотно организованная команда, ведёт к качественной работе, а так же повышает имидж учреждения дошкольного образования.

 

Список использованных источников

  1. Канджеми, Дж. П. Психология современного лидерства. Американские исследования / Дж. П. Канджеми, К. Дж. Ковальски. – М: Когито-Центр, 2007. –
    302 с.
  2. Гатальская, Г. В. Теория и практика командообразования : учеб.-метод. пособие / Г. В. Гатальская, Е. Ю. Казанович. – Минск: БГПУ, 2014. – 62 с.

28 августа 2017 года в БГПУ состоялся мастер-класс «Технология написания научных статей с применением мультимедийных систем», организованный центром дополнительного образования «Альтернатива» ИПКиП БГПУ совместно с кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ для участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)». 
Руководителем мастер-класса выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ Вероника Николаевна Пунчик,. Программа мастер-класса включала овладение основами академического письма, ознакомление с требованиями к структуре, содержанию и оформлению научных статей и материалов научно-практических конференций, экскурсом по электронным ресурсам библиотеки и репозитория БГПУ. Слушатели мастер-класса также приняли участие в интерактивной презентации образовательного модуля «Мультстудия Мой Мир» учащихся СШ № 82 г. Минска. Завершился мастер-класс созданием индивидуального проекта статьи на научно-практическую конференцию по теме инновационного проекта. Научный консультант инновационного проекта кандидат педагогических наук, доцент Людмила Николаевна Воронецкая провела экспертную оценку представленных проектов. 
После окончания мероприятия слушателям были вручены справки об обучении государственного образца и сертификаты участников.

18 августа 2017 г. центр дополнительного образования "Альтернатива" совместно с кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий организовали научно-методический семинар «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей: инновационный проект». В семинаре приняли участие руководители инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019гг.)» в соответствии с Приказом Министра образования от 07.07.2017 № 470 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году». В инновационный проект включено 31 учреждение дошкольного образования Республики Беларусь. Научными консультантами инновационного проекта назначены кандидаты педагогических наук, доценты Л.Н. Воронецкая, Е. А. Рублевская.
Научный консультант инновационного проекта, Л.Н. Воронецкая - доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент изложила технологию организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей. Участники семинара обсудили вопросы организации и осуществления инновационной деятельности, нормативное правовое сопровождение образовательного процесса, стратегия реализации инновационного проекта. В ходе дискуссии исследователи обсудили содержание, структуру, основную идею, стратегию реализации инновационного проекта. от 3 до 5 лет (образовательные области «Ребенок и общество» и «Физическая культура»): «Моя Родина – Беларусь». В рамках семинара также выступила доцент, кандидат педагогических наук И.В. Житко. Была представлена методика организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей от 5 до 7 лет (образовательные области «Элементарные математические представления» и «Искусство» («Изобразительная деятельность»).

 

свернуть